Архипова Оксана, г. Задонск Липецкой области

Всё о Московском Международном Форуме "Одаренные дети". УЧАСТИЕ БЕСПЛАТНОЕ | Moscow International Forum "Gifted kids". CHARGE-FREE PARTICIPATION Творческие работы участников Форума | Competitors' creative works Номинация клуб юристов "Шерлок Холмс"

Архипова Оксана, г. Задонск Липецкой области

Менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но всегда неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных процессов в обществе в рамках правовых норм. Стабильность общества — гарантия его процветания, соответственно, обеспечение этой стабильности — основная цель государства. Как отмечал Томас Гоббс: «Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков, таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства».
Что же такое закон?
Закон — это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательным органом власти Парламентом, Конгрессом, Федеральным Собранием и т.д. Законы могут приниматься и на референдумах — в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения.
Известно положение: закон выражает волю народа. Но это будет возможным и реальным лишь тогда, когда воля сформируется не в результате априорного выражения, постулата. Анализ опыта прошлых десятилетий убедил нас, сколь ошибочны представления о воле как «механическом» объединении мнений общностей, коллективов, граждан. Правильнее вести речь о другом – о добровольном, осознанном и активном участии всех слоев общества в формировании этих взглядов на основе учета многообразия интересов и того «слияния» мнений, которое затем служит основой выработки собственной установки действовать в соответствии с законом.
Закон, как никакой другой юридический акт, должен обращаться к максимально широкому кругу субъектов права, создавая для них простор в легальном выборе альтернатив правомерного поведения, стимулировать активно-правомерные поведенческие действия. Поэтому в нем необходимо сконцентрировать политически ёмкий, экономически выверенный, демократический механизм преобразования вообще, управления экономикой и нового хозяйственного механизма в частности. А значит, и обращение граждан, коллективов, организаций к закону как акту прямого действия будет всё более частным, систематическим, а не эпизодическим, как раньше. Закон должен непосредственно выражать интересы общества, государства, коллектива и личности, обеспечивая их прямую защиту путем введения как демократических решений, демократических диалогов и действий, так и демократических процедур разрешения конфликтов, охраны прав и законных интересов.
Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном — опять же, как синоним всех источников права, в формальном — как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.
Закону посвящались и посвящаются многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона, как в узком, так и широком смысле, даже пословицы.
Вот, например, как определяли закон юристы Древнего Рима.
Папиниан: «Закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства»;
Цельс: «Права не устанавливаются, исходя из того, что может произойти в единичном случае»;
Гай: «Все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей».
Наиболее красочное определение закона в древности дал Хризипп:  «Закон есть царь всех божеств и человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и руководителем существ, живущих в государстве; мерилом справедливого и несправедливого, — которое приказывает делать то, что должно быть, делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо». Такая оценка закона в жизни общества породила и знаменитое утверждение: «Пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир». И также — «закон строг, но он закон».
Так, исходя из всего сказанного, попытаемся дать определение, что же такое закон. Закон — это нормативный юридический акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны. Закон как любой нормативно правовой акт обладает некими признаками:
во-первых, закон — юридический акт, притом акт-документ, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению; закон — всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения, закон — источник права;
во-вторых, закон — акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, представительного высшего органа страны — в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета;
в-третьих, закон — нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического «ранга»; ему, в принципе, «все под силу», все иные акты «ниже» закона, находятся «под» законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;
в-четвертых, закон — нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам «начинается».
Рассматривая закон как нормативный юридический акт — источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов:
во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным, «разовым» вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам);
во-вторых, от интерпретирующих актов, актов толкования, т.е. актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например, «постановление», «разъяснение»).
Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка. Законы создаются в результате законодательного процесса.
Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса. Он включает в себя четыре основных стадии:

  • законодательную инициативу;
  • обсуждение законопроекта;
  • принятие закона;
  • обнародование закона.

Но не всегда принятые законы соблюдаются людьми. Какие же органы должны обеспечивать соблюдение этих законов? Это такие органы как милиция, прокуратура, внутренние войска РФ. Каждый из этих органов имеет свою компетенцию.
Например, прокуратура соответствии со статьей 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В предмет прокурорского надзора включается проводка законности деятельности органов хозяйственного управления предприятиями, учреждениями, организациями, вне зависимости от их подчиненности, общественными организациями и движениями, должностными лицами и гражданами.

На внутренние войска возложены следующие задачи:

— участие совместно с ОВД в охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

— охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

— конвоирование осужденных лиц, заключенных под стражу;

— участие в территориальной обороне РФ;

— оказание содействия пограничным войскам в охране Государственной границы.

Деятельность внутренних войск осуществляется на основе конституционных требований законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также организационных основ единоначалия и централизации управления.

Самым распространенным органом надзора за исполнением законов является милиция. Милиция в РФ – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделённых правом применения мер принуждения. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ.
Деятельность милиции определяется Федеральным законом РФ «О милиции» ст.2.
Задачами милиции являются:
-  обеспечение личной безопасности граждан;
 — предупреждение и пресечение преступлений и административных — правонарушений;
—  раскрытие преступлений;
—  охрана общественного порядка и обеспечение безопасности;
 — оказание помощи в пределах, установленных настоящим Законом, гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждением, организациям о общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.
Иные задачи на милицию могут быть возложены только законом.
Эффективное выполнение этих задач органами внутренних дел возможно лишь при глубоком, всестороннем знании и неуклонном соблюдении законов, правовых норм.
В результате деятельности всех этих органов, снизился уровень преступности в субъектах федерации и в целом по стране.
Для того чтобы проиллюстрировать снижение преступности, я проведу сравнительную характеристику состояния преступности за 2007-2008 гг. в Задонском районе, опираясь на «Аналитическую справку о состоянии преступности в Задонском районе за 10 месяцев 2008 года в сравнении с аналогичным периодом 2007 года».
Уровень преступности в целом в Задонском районе в 2008 году составил 114,2, а в 2007 году – 115,3. Из этого следует вывод, что преступность в процентном соотношении снизилась на 0,96%. При этом, в 2007 году было раскрыто 251 преступление из 415 зарегистрированных, а в 2008 году – 236 из 411. Не раскрыто преступлений: в 2008 году – 146, а в 2007 году – 169. Раскрываемость преступлений по всем линиям в 2008 г. составляет 61,8%, а в 2007 г. – 51,8%.
При расследовании преступлений всегда указывается категория граждан, к которой относится преступник. В 2008 году возросло совершение преступлений такими категориями лиц, как ранее судимыми (2008 г. – 75, 2007 г. – 97); ранее совершавшими (120 – 148); лицами без постоянного источника доходов (164 – 175); в состоянии опьянения (51 – 53); иностранцами (10 – 5). 
Но в то же время по некоторым категориям количество преступлений уменьшилось. Это такие категории, как несовершеннолетние (37 – 20); безработные (104 – 80); совершенные в группе (21 – 11); совершенные в сфере быта (36 – 21); совершенные с применением оружия (3 – 2).
Также при характеристике преступлений описывается место совершения преступлений. Наиболее распространенными местами совершения преступлений являются преступления, совершаемые на улицах (2007 г. – 26, 2008 г. – 21); в общественных местах (42 – 43); совершенные в городском центре (101 – 99); в селах (266 – 256).
Проанализировав все вышеперечисленные данные, можно сделать вывод о том, что уровень преступности снижается, но все же он достаточно высок. Почему же люди не соблюдают законы, почему, снижаясь, уровень преступности все же остается высоким?
Нужно начать с того, что в рассматриваемый период в Задонском районе значительно снизился уровень безработицы, появились новые рабочие места, это привело к снижению преступности.
Низкая результативность исполнения законов влияет на темпы и качество социально-экономического и культурного развития страны. Около половины всех правонарушений носят осознанный характер, более трети происходит из-за правовой неграмотности, уровень которой еще недостаточно высок. Как говорится исполнение законов – дело привычки, а привычка к исполнению законов у россиян пока не выработалась.
15 декабря 2008 года на встрече с президентом РФ Д.А. Медведевым министр Внутренних дел Нургалиев в своем докладе ссылался на данные по Липецкой области которую входит Задонский район) о снижение правонарушений несовершеннолетними и по отношению к несовершеннолетним подросткам в результате действия «комендантского часа» для несовершеннолетних, которые не могут находиться без сопровождения родителей или лиц их заменяющих на улице и в местах отдыха и развлечений после 22 часов. В ходе этой встречи Д.А. Медведев, опираясь на положительный опыт субъектов федерации, где действовали ограничения пребывания подростков на улице, выступил с инициативой принять закон «О гарантиях прав ребенка», который должен защитить подростков и повысить ответственность родителей за воспитание детей. 
Но чтобы закон действовал, необходимы совместные меры органов правопорядка и общественности. В Задонске помимо ППС милиции, детской комнаты милиции, комиссии по делам несовершеннолетних, организованы патрули родителей и учителей на дискотеках и местах отдыха молодежи. Это, конечно, не решает всех проблем, но значительно их сокращает.   
Если говорить о мерах по оптимизации описанной ситуации, то нужно признать, что они с одной стороны, банальны, а с другой – трудноисполнимы. Это: перманентный характер соответствующих мероприятий по борьбе с преступностью; повышение уровней координации деятельности участвующих в них субъектов; оптимального распоряжения имеющимися средствами, силами и ресурсами. Вся работа по снижению преступности и повышению законности среди населения должна иметь соответствующее информационное обеспечение, а принятие решений – социологическое сопровождение. Но самой главной составляющей результативности исполнения законов, на мой взгляд, является уважение к закону и его знание.

Список использованной литературы и сайтов

Антропология мудрости /сост. В.Ю.Шойхер – М.: Вече, 2007.
К.В. Душенко Большая книга афоризмов – М.: Просвещение, 2002.
http://www.ippnu.ru/article.php?idarticle=000700
http://www.lex-pravo.ru/codex.php?ch=4&art=11&t=gip

07.03.2009