Страницы истории нашего Отечества. Автор Марина Плюхина и Мария Киселева

Московский Международный Форум "Одаренные дети" Творческие работы участников Форума | Competitors' creative works Номинация "Клуб юных историков"

«История культуры государства есть на самом деле история человеческого ума.

Описание же битв и осад – есть только история человеческого безумия»

Томас Манн   

   
Человеческому обществу

необходима интеллектуальная свобода –

свобода получения и распространения информации,

свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения,

свобода от давления авторитета и предрассудков.

А.Д.Сахаров

Марина Плюхина и Мария Киселева

ученицы 10-Д класса

«Гимназия № 4 им. А. С. Пушкина г.Йошкар-Ола»

Йошкар-Ола

Марина Плюхина и Мария КиселеваСтраницы истории нашего Отечества изобилуют примерами жертвенного служения  и низкого предательства, громких побед и  горьких  поражений. Нередко в переломные моменты истории казалось, что наша страна стояла на краю пропасти, и вопрос выбора будущего пути для нашего народа был не просто проблемой «быть или не быть», а гораздо более сложной диллемой нравственного порядка – выбора между добром и злом. К сожалению, Россия слишком часто стояла на перепутье исторических дорог.

В те дни, когда сокрушались государства и опрокидывались социальные устои, когда сходились в поединке взаимоисключающие друг друга идеологии и учения, когда в смятении и страхе перед будущим Россия в отчаянном поиске опоры, света, надежды и вдохновения обращалась к культурным истокам и гениям прошлого.



Глава I. «Русский бунт бессмысленный и беспощадный…»

         Истоки российской цивилизации формировались в период сложной и неоднозначной эпохи ХVII столетия, вошедшего в историю под названием «бунташного века». Он начался со Смуты, когда страна терзалась внутренними противоречиями и внешними врагами, даже сама Москва была захвачена поляками, в Новгороде хозяйничали шведы. В стране сложилась ситуация анархии и кризиса моральных ценностей. Русские люди подняли оружие друг на друга, призрев интересы государства, забыв истоки своей культуры и православной веры. Государство российское, казалось, было на краю гибели.

Середина ХVII века не принесла России успокоения. Городские бунты, крестьянская война под руководством Степана Разина сотрясали Россию. Но самым страшным оказался раскол церкви. Межа между старой и новой церковной обрядностью развела по разные стороны русских людей, которые проливали свою и чужую кровь, пребывая в полной уверенности в правильности своих деяний. Государство и официальная церковь преследовали старую веру, старообрядцы удалялись в скиты и искали спасения в огне.  Общество оказалось расколотым.

На пороге нового столетия России вновь было суждено пережить период безвременья – стрелецкие бунты, Хованщина. И вновь перед русским обществом стал вопрос выбора дальнейшего пути.

Преобразования эпохи Петра Великого были оплачены высокой ценой пролитых народом пота и крови. Санкт – Петербург, северная Венеция, один из прекраснейших городов Европы стоит на костях его безымянных строителей. Долгожданный выход на Балтику и блестящая победа в Северной войне с грозной Швецией потребовали от народа нечеловеческих усилий и жертв.

Просвещение. Блестящий век Екатерины. Пик могущества Российской империи. Изнанкой этой эпохи стала кровавая пугачевщина – по образному определению А.С. Пушкина «русский бунт бессмысленный и беспощадный».

С века ХIХ берет начало русская революция, ставшая уродливым сплавом европейской философской теории и русской пугачевской практики. «Колокол» Герцена вызвал к жизни новое видение будущего, воспринятое русской молодежью, по-своему, однако, решившей добиться счастья для народа. Видя путь к будущему через кровавую террористическую расправу с ненавистным прошлым.

Проблема кризиса духовности, отсутствие четких социально-нравственных ориентиров еще более усугубилась в ХХ веке. Февральская революция 1917 года поднявшая флаг свободы провозгласившая идеалы демократии, гражданственности и патриотизма, обернулась в России Октябрьским переворотом и последующей гражданской войной. Были высвобождены и расцвели бурным цветом самые низменные человеческие пороки: жадность, гордыня, «идолопоклонство», презрение к ценности человеческой жизни. Свобода захлебнулась в крови русских людей, пролитой в период братоубийственной гражданской распри.

Отголоски гражданской войны преследуют Россию и сегодня. Нет мира и согласия не только между людьми, но и в душе каждого человека. Роковые события начала ХХ столетия привели не просто к расколу государства, общества, а привели в сметение душу русского человека.

Когда-то в ХVII веке над хаосом Смуты возвысился голос святого патриарха Гермогена, призвавшего русский народ объединиться в борьбе с внешним врагом и спасти святые храмы Москвы от поругания, забыв о внутренних распрях. И сегодня основой сплочения нашего общества должна быть высокая духовность и великая российская культура.

Глава II. «Век просвещения, век культуры»

В истории русского государства период, обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. Грандиозные преобразования, охватили все сферы жизни русского общества и должны были по-новому обустроить жизнь страны и имели огромное прогрессивное значение для дальнейшего развития страны.

Однако его реформы лишь скользнули по поверхности народной жизни, не затронув ее глубин. Культура довольно четко разделилась по разным уровням общественной иерархии. Европеизация затронула только верхушку общества, тогда как подавляющая масса населения продолжала жить по традиционным установлениям своих предков.

Но российскому обществу необходимо было духовное развитие, Нужно было создать основу для преодоления наметившегося в обществе кризиса и дальнейшего культурного роста.     

Богата славными именами земля русская. Среди них особое место занимает имя первого русского гениального ученого – энциклопедиста, выдающегося поэта, общественного деятеля — Михаила Васильевича Ломоносова, чья деятельность определила пути развития отечественной науки, культуры и языка на столетия вперед.

То, что  делал Ломоносов и к чему призывал, освящено великой  идеей справедливости и добра. Ломоносов, патриот и гражданин родной земли. Он считал, что развитие России  может основываться только на коренных связях с русской культурой. Сам Ломоносов, вышедший из самой гущи народа, достиг вершин в науке и искусстве благодаря таланту, основанному на могучих силах русского народа. В этом смысле Ломоносов не только самородок, но и яркое подтверждение того, на что способны русские люди, если они окажутся приобщенными к духовной, творческой жизни. Не имея национальных святынь, не соединив себя невидимой, но вечной нитью традиций с тем, что было прекрасного в прошлом, не осуществить своих целей. И потому нам нужны ориентиры, духовные опоры. Чем они роднее, ближе — тем вернее  и благодатнее по своей сути! Ломоносов — одна из таких идейно-нравственных, патриотических опор.   

Здесь же источник постоянного интереса к Ломоносову новых поколений. Диапазон мысли и деяний Ломоносова был обусловлен формой гражданского служения, на что способен далеко не каждый ученый, не каждый талант.

Ломоносов никогда не отделял знаний человека от его убеждений, считал, что науки должны быть подчинены высшим общественным целям, в том числе нравственным, без которых не может быть эволюции человечества. Эти позиция составляла основу  беспримерной деятельности ученого, определяя и сам характер этого великого человека.

«Я дело стану петь, неведомое прежним,»  — так сформулировал Ломоносов свое жизненное кредо. А это значит постоянно открывать людям истину средствами науки и поэзии, разумных начал, развивать творческое и созидательные способности личности. Этим целям он посвятил себя без остатка.       Его жизненный подвиг, одобрял, поддерживал, служил вдохновляющим примерам для людей из народа, стремившихся к знаниям, а страстная пропаганда идеалов просвещения — на возникновении русского просветительства.       

Ломоносов — ученый и поэт, мыслитель и патриот, человек ярчайшей индивидуальности — и сегодня олицетворяет красоту живых человеческих дерзаний во имя истинного процветания России!!!

Эпоха Александра I — оказалась периодом упущенных возможностей и противоречий. Идеи европейского Просвещения не пустили глубоких корней в сознании власти.  Остро стояла проблема обретения внутренней духовной свободы. Общество нуждалось в «новом» человеке – критически и творчески мыслящем, раскрепощенном, не боящемся ответственности за предпринятые им шаги. России нужен  был не подданный, а гражданин.

Отсутствие политических свобод, диалога власти и общества обусловило появление феномена движения декабристов, в котором  принимали участие наиболее образованные, творческие, мыслящие деятели дворянского сословия, составлявшие интеллектуальную элиту России. Но декабристов постигла неудача. Общество в целом было не готово  к столь глубоким по внутреннему содержанию переменам. Очевидно, что  идеи только тогда становятся силой, когда они проникают в массовое сознание, овладевают им.

Именно это время духовных исканий в России породило гений Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин — спутник многих поколений без малого почти два столетия. Образ поэта в представлениях разных поколений не был единым, статичным, неизменным. Каждое поколение прочитывает его творения по-своему, открывает для себя, будто впервые и с позиций своего времени определяет художественную их ценность. Классик оказывается современником своих потомков. Пушкин живет, развивается, меняется в социальной памяти, он поистине всегда и бесконечно нов.

Пушкин – истинно русский поэт, заключивший в духе своем все национальные элементы. Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духовную мощь, а коль вера, стало быть, и надежда, великая надежда на русского человека. «В надежде славы и добра гляжу вперед я без боязни,» — сказал сам поэт, и эти слова определяют характер всей его творческой деятельности.

Пушкиным положено прочное начало освобождению нашей мысли. Он завещал нам искренность, самобытность, завещал каждому быть самим собой, он дал  оригинальности смелость. И в этом Пушкин раскрыл русскую душу. Все вокруг нас и в каждом из нас есть  величайшая тайна, требующая серьезного, глубокого отношения, полной отдачи, и что жизнь за это дарит нам ощущение счастья, гармонии, полноты существования. В конечном итоге  это и есть идеал для каждого из нас. В Пушкине этот идеал был воплощен в полной мере.

Величие и феноменальность гения Пушкина в том, что он был  глашатаем и великим  творцом России. Он шагнул вперед, и вместе с ним последующей плеяде бессмертных имен!

Углубление кризиса Российской империи во II четверти XIX века обусловило активность и изменчивость идеологических исканий в российском обществе того времени. Все большее количество людей начинает приходить к выводу, что насилие против деспотизма возможно  и даже неизбежно. Считалось, что цели революции и социализма оправдают любые средства их достижения. Это обусловило восприятие  террора как средства политической борьбы.

Результат этого глубокого заблуждения был катастрофическим.  Беснование, болезнь безумия и жажда перемен охватила Россию. Много говорили о революции, а ведь смысл  заключался не в ней, а в торжестве душевной и моральной нравственности как основы народной жизни и вообще всечеловеческой жизни. В этом и есть трагедия эпохи. 

В творчестве Федора Михайловича Достоевского мы находим живое отражение этого трагизма. В его произведениях человек предстает во всей полноте своей духовной природы.   Современного ему человека Достоевский застал в пору острейшего политического, религиозного, морального кризиса. Поэтому сюжеты его произведений катастрофичны, а внутренний мир его героев отличается особым драматизмом. В нем спорят идеи и целые мировоззрения, воплощающие вековечные силы добра и зла, и решается не только судьба героев, но и судьбы человечества.  

Достоевский – величайший русский писатель – реалист, знаток жизни, психолог – ясновидец, сострадающий бедным и угнетенным, гуманист, страстный обличитель социального зла, лжи и лицемерия, вечно озабоченный судьбой своего народа и человечества, он ставил и решал вопросы  совершенствования личности,  идеалов человеческого общежития. Он был справедливо придирчивым оппонентом революционеров и социалистов своего времени, определявших пути спасения народа, по мнению Достоевского, глубоко ошибочные и противоречивые.

Важную роль в творческой биографии писателя сыграло его участие в кружке петрашевцев. Достоевский был арестован и приговорен к смертной казни, замененной затем длительной каторгой. Под влиянием этих событий у Достоевского произошла переоценка ценностей, и он  отрекся от революции. Но с тревогой Достоевский наблюдал распад семейных отношений, торжество денежной морали. Его настораживало отчуждение человека, его обособление, замыкание в самом себе. Он осуждал равнодушие  официальной власти к простому люду.

С проповедью «истинного Христа» он обрекал себя на роль человека, идущего не в ногу со временем. Но Достоевский настолько велик, что большая жизненная правда оставалась за ним, правда добросовестного исследователя жизни, всех ее самых затаенных проявлений. «Пророком русской революции» нарек его позднее реакционный критик Д.С.Мережковский в книге «Лев Толстой и Достоевский», предугадчиком всех несчастий и бедствий, которые могут вызвать «поджигатели», подобные изображенным в «Бесах», за многое в его творчестве, обращенное в будущее.

Федор Михайлович Достоевский принадлежит людям, человечеству, вечности. Он – огромная сила в современном созидательном процессе, один из великих провозвестников справедливости и добра. Достоевский думал, что «красота спасет мир». Теперь же миру самому нужно думать, как спасти  красоту, то есть жизнь, смысл человеческого существования. С предельной силой сейчас звучит главный завет Достоевского: смысл бытия не в том, чтобы только жить, а знать, для чего жить… Всем смыслом нарисованных им сложных картин современной социальной действительности Достоевский взывал к будущему, торжеству добра и справедливости, счастья для всех.

Период 20-х – 30-х годов XX века – одна из самых страшных страниц в истории России. Кризис власти свидетельствовал о росте недоверия, отчужденности, враждебности вокруг партии и власти. В ответ – политика подавления, насилия, массового террора.         Новое руководство страны стремилось избавиться от всех свободно мыслящих людей. Проповедовались принципы непримиримой классовой борьбы. И число осужденных за «контрреволюционную» деятельность быстро росло. Политические процессы конца 20 — начала 30-х годов послужили поводом для массовых репрессий против   интеллигенции. Отправлялись в тюрьмы и концлагеря, высы­лались с позором из страны специалисты. Чувствуя приближающуюся беду, некоторые со­ветские деятели бежали за границу. Страна была фактически обезглавлена.

Репрессии сверху дополнялись массовым, доноси­тельством снизу. Доносы свидетельствовали о тяже­лой болезни общества, порожденной насаждавшими­ся подозрительностью и враждой. Проблемы духовности, нравственности, культуры, традиций, свободы выбора для человека не волновали новых вождей. Они подавались как буржуазный пережиток и препятствие на пути реализации «великих планов строительства социализма».

Так, «новый мир», который стал порождением революции, вызвал к жизни еще жестокое порабощение человека, порабощение духовное. Вместе с тем русская интеллигенция, стоявшая у истоков революции, возлагала на нее надежды преодоления цивилизационного кризиса. Максим Горький был ярчайшим представителем поколения интеллигентов – революционеров. Выдающийся мастер слова, обладающий огромной художественной силой, Горький стал знаменем борьбы за человека, за свободу и счастье людей.

Жизнь Горького была насыщена крутыми поворотами и разительными переменами. И мы снова и снова обращаемся к  фактам жизненной судьбы Горького, видя, что их общезначимый урок не утратил и в наши дни своей притягательности и поучительности.

Творчество Горького всегда было на стрежне жизни, впитав в себя самые высокие социальные и философские  искания века: идеи революции, веру в разум человеческий, борьбу за права и свободу личности, ненависть к деспотизму и тирании, в какой бы форме они не проявлялись. Задачей всей жизни Горького была непримиримая борьба против рабского смирения. И эта верность предначертаниям эпохи, преданность родной земле и родному народу, за свободу и счастье которого он боролся, сделали Горького народным художником.

Революция 1905 года вызвала необычайный подъем творчества Максима Горького. В эти годы им были созданы роман «Мать», пьеса «Враги». В революционной борьбе 1905 года Горький принимал самое горячее участие как писатель и общественный деятель.

С восторгом принял Горький Февральскую революцию в России. В ней он увидел открытие новой эпохи, эпохи свободы, счастья, добра и справедливости. Свое предназначение он видел в активизации своей творческой и общественной деятельности, желая открыть перед народом новые гаризонты духовного и интеллектуального роста. Горький верил в русский народ, в его стремление к идеалам добра и справедливости.

Но после октябрьского переворота он усомнился в силах и возможностях большевиков, в том, что за партией действительно пойдет рабочий класс и миллионы крестьян. В своих статьях в газете «Новая жизнь», объединенных под названием   «Несвоевременные мысли», Горький обрушился с резкой критикой на Ленина и большевиков. Он говорил, что проводимый ими политический курс, основанный на насилии, эксплуатировавший самые низменные чувства человека, способен привести Россию к национальной катастрофе. Но пророческие слова Горького не были услышаны.  

В судьбе Горького как нельзя более ярко проявилась трагедия русской интеллигенции. Стремясь к народному счастью, свободе, активно борясь с бесправием человека и деспотией, русская интеллигенция, не внявшая пророчествам Достоевского, всеми силами приближала революцию. Но русская революция привела лишь к установлению новой, более жестокой тирании и стала тем монстром, который пожрал собственных «родителей»,  первой его жертвой стала сама русская интеллигенция.

Жизнь и судьба Горького славна и, вместе с тем, поучительна. И  наше время с такой же настоятельностью требует от человека активной гражданской позиции, несгибаемой воли, безупречной моральной чистоты. И в сознании современного человечества живет замечательный жизненный пример Горького, учащий беззаветной и неослабевающей борьбе за высокие идеалы.

Социально – политические процессы, характеризовавшие советское государство, оказали пагубное влияние на духовную атмосферу в обществе. Эпоха застоя во многом стала знаковой для советской истории. Отличительной чертой застойного периода стала социальная апатия и кризис общественных ценностей. В обществе проявляются совсем другие приоритеты. Люди стали забывать  свою историю, наметился кризис исторической памяти страны.     

Дмитрий Сергеевич Лихачев всю свою жизнь вглядывался в прошлое, чтобы точнее и вернее увидеть будущее. И его итоговый вывод поразителен: «Я лично верю в случайность в истории, то есть я верю в волю человека. От нас зависит, станем мы проводниками добра или не станем. Поэтому такие вопросы «что ждет нас в будущем?» не имеют смысла. Нас ждет то, что мы сделаем сами, потому что таких законов которые бы вели нас по строго определенному пути и не давали никуда отклониться, в истории нет.» Проблема нравственности напрямую связана у Дмитрия Сергеевича с проблемой интеллигенции, разряда людей, по его же определению, мыслящих себя исключительно индивидуалистически.     Доверие к Лихачеву особенно питала его интеллигентность, сдержанно-изысканные манеры, прозрачно-правильная речь.

Лихачев был именно проповедником,  причем с жизненной  памятью об изначальной принадлежности этого слова к религиозному лексикону. Своей аудитории на «главный» русский вопрос: как жить, что делать, в качестве ответа Лихачев предлагал простые вещи – любить Родину, почитать созданные ее народом в прошлом культурные ценности …

Он был посредником между народом и его совестью. Еще и еще раз Дмитрий Сергеевич  настаивал на том, что именно мораль есть единственная власть, которая  не лишает человека свободы, напротив, именно совесть и является истинной гарантией ее. Соединяясь в единое целое, воля и мораль создают стержень человека, его личность. Именно потому, что «самое большое сопротивление злым идеям всегда оказывает личность».

Дмитрий Сергеевич был из тех людей,  которые доносят до нас живое слово российской истории. Лихачев, выражая свое мировоззрение, свое восприятие нового, свои мысли и чувства, оставил нам бесценное сокровище исторической памяти. В периоды кризисов такие люди своей жизнью наставляют общество на верный путь, тем самым, спасая цивилизацию.

Заключение

Сейчас перед человечеством все острее встают вопросы: куда мы идем, где мы сейчас и каковы вообще перспективы развития земной цивилизации. Человек владеет прекрасным даром — разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Наука, философия, литература, искусство, — это все достижения человечества.

Но люди постепенно начинают забывать свою историю. Уже сейчас общество переживает кризис духовности. Но именно в кризисные моменты жизни народа и государства         мы должны обратиться к нашим истокам, осознать, что двигало нашими предками в недалеком прошлом, влекло к  высшим человеческим идеалам, что способствовало накоплению в духовной сокровищнице народа уникальных ценностей, обеспечивающих не только возможность пространственного существования русского народа, но и его плодотворную жизнедеятельность. Понять специфику характера, загадку русской души можно, лишь обратившись к творческим дерзаниям лучших представителей народа.

22.07.2007