Истинное знание. Автор Надежин Максим

Московский Международный Форум "Одаренные дети" Творческие работы участников Форума | Competitors' creative works Номинация "Клуб экономистов" "Адам Смит"

«Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами,

которые делают его лишь предметом, а в использовании

фактов, которое делает его экономистом“

                                                                                Т.Бокль

Надёжин Максим, 11 класс

Дворец детского творчества,

Клуб президентов ДШО,

г.Саранск, Республика Мордовия

Сегодня не нужно никому доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, не сталкивающегося с проблемами рыночных отношений. И чем раньше он познакомится с основными Понятиями и категориями экономики, закономерностями экономических процессов, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь. В современной рыночной экономике быть экономистом обязан каждый. Но что значит “быть экономистом»? Это означает учитывать в любом деле соотношение затрат и выгод. Такой учёт охватывает всю экономическую жизнь, придаёт экономический аспект любой форме деятельности людей.

Экономическая наука имеет глубокие корни. Зачатки знаний о том, как устроена хозяйственная жизнь людей, появились ещё в глубокой древности.

Крупный вклад в развитие и накопление сведений о производственной деятельности внесли мыслители Древней Греции. Именно они (Ксенофонт и Аристотель) ввели в оборот термин «экономия» (или «ойкономия»), который в буквальном переводе означает — «наука о ведении домашнего хозяйства» ( «Домоведение»).

Название точно соответствовало содержанию. Ойкономия у греков это свод рассуждений и советов по управлению домом, хозяйством. Причём под «домом» понималось рабовладельческое хозяйство, а главное содержание рассуждений сводилось к тому, как наилучшим образом эксплуатировать рабов и за счёт этого обеспечивать приращение богатство «дома».

Особое место в истории экономической мысли занимает великий шотландский экономист Адам Смит (1723-1790). Он являлся автором стройного экономического учения, которое создал и развил на основе единых теоретических принципов и подходов. Своё учение А.Смит изложил в сочинении под названием «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Эта книга принесла автору титул «отца экономики».

Основная идея А.Смита и других представителей так называемой «английской школы классической политэкономии» состояла в том, что богатство народов создаётся производительным трудом во всех отраслях экономики не только в сельском хозяйстве, как полагали физиократы). И поскольку любой член общества получает свои доходы именно из этого источника, постольку ключ к богатству народов состоит в создании условий для повышения производительности труда.

Огромную роль в этом процессе, писал А.Смит, играет разделение труда в обществе, т.е. специализация производителей на изготовлении какого-то одного продукта внутри мануфактуры — специализация на отдельной простой операции в ходе изготовления этого продукта). Разделение труда позволяет резко поднять его производительность, т.к. во-первых, увеличивает ловкость и искусство отдельного работника, во-вторых, экономит время, необходимое для перехода от одного вида работ к другому, в-третьих, упрощая отдельные трудовые операции, способствует изобретению и внедрению в производство машин.

Но благодетельная роль разделения труда проявляется не сама собой, а благодаря деятельности предприимчивых людей, тех, кто организует производство, вкладывает накопленные трудолюбием и бережливостью деньги в производство. Они дают возможность работникам получать заработную плату, землевладельцам — ренту, государству — налоги, а себе обеспечивают доход на капитал. Поэтому содействовать  богатству народов — значит дать простор для инициативы и энергии этих предпринимателей.

А.Смит был глубоко убеждён, что экономика будет функционировать наилучшим образом, если исключить любые формы государственного вмешательства. Такой подход принято именовать «либеральным». Он предполагает полную свободу предпринимательства, когда каждый производитель преследует свои интересы и стремится к собственной выгоде. При этом, доказывал Смит, вовсе не возникает хаос и неразбериха. Напротив, ведомые «невидимой рукой Провидения», преследуя свои интересы, люди создают блага и выгоды для общества в целом.

«Невидимой рукой» А.Смит называл те экономические силы, которые мы сегодня называем спросом и предложением. Конечно, он понимал, что цель предпринимателя — получить как можно больше прибыли, и им движет эгоизм. «Не в благотворительности  же в самом деле булочника или мясника ждём мы обеда, а от их стремления к своим же собственным интересам», — писал А.Смит в «Богатстве народов». Но законы рынка заставят предпринимателя выпускать не любые продукты, а только те, что нужны покупателям, и продавать их по возможно более низкой цене. Только в этом случае он сможет победить своих конкурентов и получить максимальную прибыль. Таким образом, хотя предприниматель вовсе не думает о благоденствие общества, тем не менее его эгоизм приносит пользу всем, ибо обеспечивает изобилие товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам. Вот почему Смит требует  предоставить человеку возможность свободно преследовать в экономической деятельности свою выгоду и это будет наилучшим образом способствовать общественному благу посредством роста богатства каждого.

«Невидимая рука» может успешно действовать только в условиях достаточно острой конкуренции. Она смиряет эгоизм и способствует снижению цен. Одновременно конкуренция регулирует количество производимых товаров и перелив капиталов и труда из одной отрасли в другую. Механизм конкуренции заставляет предпринимателей постоянно искать пути понижения издержек  производства, иначе нельзя снизить цену и увеличить прибыль за счёт роста объёма продаж.

А снижать издержки можно только с помощью совершенствования техники и технологии, улучшения организации производства, поиска более дешёвых заменителей сырья и т.п. Всё это, вместе взятое, ведёт к прогрессу производительных сил, и, как бы мы сказали сегодня, к расширению производственных возможностей общества (или к росту общественного богатства, как сказал бы А.Смит).

Условия экономической жизни, при которых описанные закономерности получат наибольший простор, Смит называл «естественным порядком», а главную свою задачу видел в не том, чтобы давать советы королям и правительствам, как лучше пополнять государственную казну, а в том, чтобы раскрывать эти «естественные», т.е. объективные, законы приращения богатства народов.

Идеи Смит были чрезвычайно популярны в эпоху становления и развития капиталистических отношений  в Европе. Интересы класса буржуазии как раз и заключались в предоставлении ей полной экономической свободы, включая свободу найма работников, купли-продажи земли, применении капитала, выхода на внешний рынок. Понимание «естественного порядка» как экономической свободы на практике было несомненно прогрессивным, ибо отрицало феодальные оковы и произвол монархов, дало простор развитию производительных сил общества. Недаром один из немецких экономистов писал в 1810 г., что «рядом с Наполеоном Адам Смит является самым могущественным властителем в Европе».

Теоретическое наследие А.Смита исключительно многообразно. В его сочинении находили ценные идеи экономисты самых разных взглядов. Сам того не желая, шотландский мыслитель предтечей двух непримиримо враждебных направлений в экономической науке. Одно из них (во главе с К.Марксом) восприняло ту часть его учения, где речь идёт о трудовой теории стоимости, делении общества на классы с противоречивыми интересами, эксплуататорском происхождении прибыли при капитализме. Другое взяло на вооружение принцип «невидимой руки», экономический либерализм, представление о конкурентной рыночной экономике как наиболее эффективном способе организации хозяйственной жизни людей. Первое из этих направлений называется «политэкономией труда» второе — «экономикс».

Именно на примере величайшего учёного Адама Смита, становится ясно, что для настоящего экономиста важен не сам факт обладания знанием, а умение это самое знание точно, грамотно и, самое главное, своевременно применить для осуществления своих эгоистических проектов на благо общества.

22.07.2007

Анонсы и новости

Изменения в списочном составе Полномочных представителей

Постановлением Центрального Совета движения от 25 мая 2019 года существенно изменён списочный состав Полномочных Представителей

Принимаются наградные листы на награждение педагогического состава

Центральный Совет принимает от образовательных учреждений и Полномочных представителей движения наградные листы

Учреждена новая общественная награда Движения

Центральный Совет движения учредил новую общественную награду — Кавалерский знак ПОКРОВИТЕЛЮ ДЕТСТВА

Фоторепортаж о событиях Форума

Фоторепортаж о съездах Движения

Галерея детского плаката

Галерея народного творчества